Лечение дизартрии.
Дизартрия – это нарушения речевого аппарата в связи с невралгическим расстройством, которое провоцирует замену одних звуков речи на другие, замедление и ускорение темпа речи, артикуляционные нарушения и ограничения подвижности органов речи.
Наблюдается нарушение у детей. Не выявленный вовремя диагноз провоцирует осложнения мелкой моторики и трудностей с выполнением жевательной функции. Дети, в возрасте от 4 до 7 лет наиболее восприимчивы к развитию заболевания. Основным признаком наличия дизартрии у ребенка являются трудности с правописанием, искажение синтаксических конструкций, иррациональное построение предложений и неграмотное использование речевых связей. Такие дети изолируются от здоровых и проходят обучение в специализированных заведениях, где за ними устанавливается врачебный и педагогический контроль.
Содержание
- 1 Причины и признаки дизартрии ↑
- 2 Современные методы лечения дизартрии ↑
- 3 Физические упражнения ↑
- 4 Профессиональная помощь в лечении дизартрии ↑
- 5 Развитие крупной и мелкой моторики ↑
- 6 Лечение стертой дизартрии ↑
- 7 Причины дизартрии у детей
- 8 Диагностика
- 9 Виды и опасность дизартрии
- 10 Диагностика и лечение
- 11 Домашняя помощь при дизартрии
- 12 Обязательные лечебные процедуры
- 13 Классификация заболевания
- 14 Лечение медикаментами
- 15 Упражнения и гимнастика
Причины и признаки дизартрии ↑
Выявить болезнь и нарушение не сложно. Но за полноценным диагнозом следует обратиться к врачу. Еще на ранней стадии можно предотвратить появление осложнений. Развитие болезни провоцируют:
- поражения центральной нервной системы, церебральный паралич;
- последствие менингита и энцефалита;
- перенесенное инфекционное заболевание в утробе матери,
- ишемия и порок сердца,
- наследственность.
Заболевание проявляется у детей в виде нарушений тонуса артикуляционных мышц, наличия носового говорения, чрезмерное употребление звуков, искажение тона голоса, учащенное дыхание в процессе разговора.
Современные методы лечения дизартрии ↑
Лечение заболевание требует комплексного подхода. На начальном этапе терапия детей проводится родителями в домашних условиях. Параллельно пациент проходит курс медикаментозного лечения и индивидуальных занятий с логопедом. Положительный результат лечение дает в 65 % случаев. Комплекс терапевтических мероприятий не является универсальным и назначается неврологом, исходя из индивидуального случая.
Терапия массажем очень эффективна при дизартрии. Проявляется заболевание в силу ослабления тонуса лицевых и артикуляционных мышц. Дополнительная стимуляция тканей способствует нормализации кровообращения и функционирования ЦНС:
- Короткие плавные движения вдоль скул, массаж мышц челюсти, начиная с подбородка по направлению к височной области.
- Тренировка мышц с помощью сжатия губ по вертикали и по горизонтали.
- Стимуляция мягкого неба, движениями вверх-вниз.
Физические упражнения ↑
Положительного эффекта в борьбе с болезнью можно достичь по средству артикуляционных упражнений. Лечение заболевания у детей оказывает положительный результат после систематического использования приемом речевой гимнастики:
- Открытие и закрытие челюсти.
- Фиксация челюсти в полуоткрытом состоянии.
- Сильное сжатие губ в трубочку.
- Кончиком языка достать до уголков рта по очереди.
- Упражнение «оскал».
Профессиональная помощь в лечении дизартрии ↑
Медикаментозное лечение дизартрии у детей должно проводиться под наблюдением врача. Задачей врача является доведение речи до автоматизации произношения и закрепления результата. Лечение проводится поэтапно: начиная от артикуляции простых звуков до синтаксически верного произношения предложений. На каждом этапе необходимо закреплять результаты и повторять пройденный материал.
Развитие крупной и мелкой моторики ↑
Повышение функциональности мелкой моторики способствует концентрации внимания и снижения возбужденности в клетках ЦНС, что является хорошим методом, как лечить дизартрию. Лечение в игровой форме дает высокую результативность за счет заинтересованности детей. В виде игры: сбора пазлов, сортировки мелких деталей и формировании фигур из конструктора, тренируются мышцы пальцев и рук.
Лечение стертой дизартрии ↑
Стертая дизартрия – это начальная стадия заболевания, легкая форма его протекания, когда симптомы и признаки еще не выражены настолько явно, а заключительный диагноз врач может поставить по достижению ребенка возраста 5 лет. Причина развития заболевания заключается в микроорганическом поражении головного мозга.
Эта патология проявляется в фонетической нечеткости произношения и иррациональности лексико-грамматического построения предложения. Стертая дизартрия у детей является причиной атрофии лицевых мышц. Коррекционная работа при наличии этого заболевания у детей проводится в двух направлениях:
- Медикаментозное лечение;
- Логопедическая терапия.
Стертая дизартрия у детей поддается лечению и предотвращению развития осложнений. Невропатологи рекомендуют комплексное лечение, в сочетании с нетрадиционными методами. В процессе терапии необходимо заниматься артикуляционной физкультурой и пальцевой гимнастикой, проводить процедуры массажа, применять медикаментозные препараты и посещать занятия с логопедом, невропатологом и педиатром. Стертая дизартрия не имеет универсальных методов лечения.
У детей могут наблюдаться улучшения в восприятии информации, но добиться успехов можно в случае, если ребенок способен усвоить и воспроизвести устную и письменную речь. Пациенты, вылечившиеся от дизартрии и приступившие к обучению в общеобразовательных заведениях, остаются под наблюдением врачей.
Причины дизартрии у детей, последствия и способы лечения в домашних условиях.
Дизартрия относится к тяжёлым неврологическим недугам. Выражается в нарушении речи – дети заменяют одни звуки другими, прибегают к недопустимой артикуляции, не могут уследить за правильным тоном и интонацией.
Любая степень заболевания приводит к сложностям в освоении письменной речи. Больным ребятам не удаётся правильно выстроить связи в предложениях, они ошибаются в употреблении предлогов, искажают слова. Поэтому это нарушение требует как лечения, так и особого педагогического подхода. Частично помочь крохе могут и любящие родители – для этого есть специальные упражнения и массаж.
Причины дизартрии у детей
Основной причиной этой патологии является детский церебральный паралич. Повреждения нервной системы возникают с рождения до 2 лет, в период раннего развития крохи.
Также причиной могут послужить:
- Осложнённые роды (асфиксия плода, различные травмы) и патологическое течение беременности (гестозы, токсикозы, недоношенность плода).
- Перенесённые нейроинфекции – особо опасен менингит и энцефалит.
- Черепно-мозговые травмы и гидроцефалия.
- Тяжёлые инфекционные заболевания, приведшие к инфицированию всего организма (например, гнойные отиты).
Диагностика
Диагностировать проблему со здоровьем речевого аппарата можно по невнятной и малопонятной речи. Груднички плохо сосут грудь или бутылочку, часто срыгивают. В более позднем возрасте у крохи отсутствует характерный детский лепет. Первые слова появляются только к 2,5 годам.
- Тихий говор с прерывистым дыханием, звуки произносятся в нос.
- Искажение отдельных звуков или их пропуск.
- Межзубное или боковое (в щёку) произношение свистящих звуков.
- Медленная и очень невыразительная речь. В более сложных случаях диагностируется полная немота.
- Нарушения артикуляции: спазм губ, шеи, лица, вялость языка, гипотония мышц во время речи.
У ребёнка старшего возраста обнаруживается небольшой словарный запас. Он неправильно выстраивает предложения. Иногда отмечается дисграфия. Нарушения мелкой моторики выражаются в отказе шнуровать ботинки, вырезать ножницами одной рукой или застёгивать пуговицы – детям сложно справиться с собственными пальчиками.
В школьном возрасте дети выглядят неуклюже. Неуверенно двигаются, им сложно выполнять физические или танцевальные упражнения. Не удаётся контролировать силу нажима ручки и карандаша – почерк очень плохой.
Виды и опасность дизартрии
Врачи различают четыре основных степени дизартрии:
- Дефекты заметны только при специальном исследовании.
- Дефекты замечают окружающие люди, при этом речь достаточно внятная.
- Речь понятна только ближайшим родственникам и родителям.
- Ребёнок совсем не говорит или говорит настолько плохо, что его не понимают даже родители.
При осложнённых формах заболевания у детей поражается мозжечок, корковые и подкорковые области мозга. В будущем дефект приводит к плохой адаптации в социуме, искажению слухового восприятия речи.
Диагностика и лечение
Диагностика проблем с речевым развитием проводится опытными логопедами и детскими неврологами.
Неврологи должны исключить или подтвердить патологию нервной системы. Для этого проводится МРТ, делается электроэнцефалография, и другие обследования.
Логопед оценивает качество речи, а если ребёнок старше, то и письма. Этого специалиста интересует строение речевого аппарата и анамнез развития ребёнка.
Лечение включает в себя следующие этапы:
- Работу с логопедом. В частности, уделяется внимание развитию мелкой моторики. Предписанные комплексы упражнений делаются дома вместе с родителями, а также вместе с группой в специальном детском саду или школе.
- Медикаментозное лечение назначается для устранения основного неврологического заболевания или облегчения его течения. Препараты стимулируют умственную деятельность и память.
- Дополнительно предписываются физиотерапевтические процедуры – иглоукалывание, точечный массаж, лечебные ванны и физкультура, гирудотерапия, общение с дельфинами.
Домашняя помощь при дизартрии
Облегчить жизнь малышу можно через совместное выполнение с ним специальной артикуляционной гимнастики.
Конкретный комплекс советует логопед, лечащий малыша. Это различные упражнения для язычка, губ, щёк и нижней челюсти. Произношение звуков улучшают при помощи скороговорок и потешек.
Мама или папа могут сами делать массаж:
- Поглаживать и пощипывать щёчки крохи, нижнюю челюсть, губы.
- Сближать губы как вертикально, так и горизонтально с помощью пальцев.
- Массажировать мягкое нёбо указательным пальцем по 2 минуты ежедневно. Палец движется вперёд и назад.
Чтобы предотвратить возникновение психологического дискомфорта и комплексов с малышом нужно как можно больше общаться. Зачастую родители пренебрегают этим, что приводит к усугублению проблемы.
Можно совместно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику: открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, вытягивать губы хоботком, и облизывать их круговыми движениями. Все тонкости домашней гимнастики родителям подскажет логопед.
Также внимание уделяется моторике пальчиков. Малыш должен играть с паззлами, конструкторами, мозаикой и кубиками. Важно регулярно давать крохе лепить из пластилина или глины, разбирать пуговицы большого размера (можно сортировать их по форме, размеру или цветам).
Другие материнские находки:
- нанизывание макаронин на толстую нить;
- изготовление картинок из рассыпанных на столе спичек;
- раскрашивание геометрических фигур или готовых книжек для самостоятельного раскрашивания;
- рисование по готовым трафаретам;
- показывание при помощи ладоней и пальцев различных фигур – например, шалаша, очков, треугольника, круга и так далее.
Лёгкая и стёртая форма заболевания излечивается полностью! При тяжёлой патологии возможно лишь частичное улучшение произношения – малыш становится понятен окружающим людям.
Методы лечения детской дизартрии.
Содержание:
Обязательные лечебные процедуры
Зачастую невозможно назначить лишь логопедический курс лечения, так как дизартрия — не самостоятельное заболевание, а следствие дисфункции нервной системы.
Но независимо от причины патологии потребуется проведение следующих мероприятий:
- развитие мелкой, общей и артикуляционной моторики;
- совершенствование дикции;
- исправление звукопроизношения;
- формирование мелодического аспекта речи;
- лечебная гимнастика.
Фото: Совершенствование дикции
Такие процедуры целесообразно проводить как в специальных учреждениях, так и в домашней обстановке.
Классификация заболевания
Многое зависит от степени дизартрии:
Первая не ограничивает ребёнка ни в чём: он обучается в обычной школе, нормально воспринимает и устную, и письменную речь. Единственное, что потребуется, — логопедическое вмешательство. Средняя и тяжёлая разновидности потребуют нахождения ребёнка в специальном учреждении.
Фото: Степени дизартрии
Лечение медикаментами
При следующих видах дизартрии врач назначает медикаментозное лечение:
- бульбарный (местный паралич мышц, трудности при глотании);
- мозжечковый;
- корковый (поражение того участка коры мозга, который отвечает за артикуляцию);
- подкорковый (нарушение в подкорковых узлах);
- экстрапирамидная (дисфункция лицевых мышц);
- псевдобульбарная (центральный паралич мышц).
Все перечисленные виды патологии вызваны поражениями головного мозга разной степени тяжести.
Курс лечения всегда индивидуален. Обычно назначают препараты типа ноотропов:
Фото: Лекарство Энцефабол
Фото: Лекарство Фенибут
Фото: Лекарство Глицин
Действие медикаментов одинаково: улучшение памяти и умственной деятельности.
Упражнения и гимнастика
В эту группу, помимо артикуляционной и лечебной гимнастики, входит массаж (точечный и логопедический).
Фото: Логопедический массаж
Мероприятия такого рода производятся ежедневно.
Массаж направлен на развитие лицевых мышц. Он может выполняться родителями, специалистами и самим ребёнком. Процедуры просты:
- поглаживание, легкое пощипывание кожи нижней челюсти, щёк и губ;
- сближение губ в вертикальном и горизонтальном положении с помощью пальцев;
- поглаживание мягкого нёба подушечками среднего и указательного пальцев в направлении «от себя» (не дольше 2 минут).
Самостоятельно ребёнок может заниматься перед зеркалом: он должен пытаться повторить движения губ при произнесении звуков, которые видит у взрослых. Хорошим подспорьем станут картинки с изображением человека, произносящего звуки.
Фото: Массаж лицевых мышц
Тренировка речевого аппарата
Допустимы следующие упражнения:
- медленное открывание и закрывание рта;
- задержка рта на несколько секунд в открытом и полуоткрытом положении;
- вытягивание губ в букву «о»:
- поднятие губ и обнажение зубов (так называемый оскал).
Существует особая детская разновидность гимнастики — сладкая. Для выполнения упражнений используются леденцы на палочках и обычные твёрдые карамельки. Ребёнок зажимает леденец губами (при этом зубами придерживать нельзя), а родитель пытается за палочку вытащить конфету. Вместо сладкого иногда используют марлю или другой мягкий, не способный травмировать слизистую предмет.
Фото: Гимнастика с леденцом
С карамелью производят другие манипуляции: смазывают ей разные углы рта и губы ребёнка, задача последнего — облизать обработанные отделы ротовой полости. Данное упражнение способствует укреплению мышц языка.
Фото: Ребенок облизывается
Физкультура
Больному дизартрией нужно развивать вестибулярный аппарат. Особенно популярно упражнение с прыжками: ребёнок, стоя на одной ноге, начинает приподниматься на носок и опускаться (взрослый поддерживает его за талию или руки); после чего ребёнок невысоко подпрыгивает на той же ноге.
Некоторые специалисты рекомендуют проводить процедуру контрастного душа и закаливания.
Для развития мелкой моторики ребёнку предлагаются игры:
- пазлы;
- пластилин;
- конструкторы;
- счётные палочки и др.
Дыхательная гимнастика
Ранее этот метод считался альтернативным, сейчас его действенность научно доказана. Дыхательная гимнастика устанавливает плавность речи.
Какие бы методики вы ни выбрали, существует определённый «костяк»:
- вдохи производятся через нос и имеют резкий, «шмыгающий» характер;
- выдохи осуществляются по инерции, концентрировать внимание на них не нужно.
Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.
Фото: Дыхательные упражнения
Логопедические упражнения
Цель логопеда всегда одна — речь ребёнка должны понимать окружающие. Соответственно, его задача — «поставить» произношение разных звуков. Курс лечения назначается индивидуально в зависимости от состояния голосового аппарата. Функции родителей — закрепление и повторение уже пройденного.
Как правило, параллельно с дыхательными выполняются лёгкие физические упражнения: плавное поднятие и опускание рук, разминание плечевых суставов, вращение кистей и проч.
Фото: Занятия с логопедом
Иногда врачи рекомендуют использовать рефлексотерапию, т.е. иглоукалывание, и гирудотерапию, т.е. лечение пиявками. Оба метода являются альтернативными, они пришли в нашу страну из восточных государств и пока никак себя не зарекомендовали. Однако вред ни та, ни другая процедура не наносит.
Время лечения во многом зависит от степени заболевания и интенсивности занятий. В некоторых, особо сложных случаях вылечить дизартрию невозможно, так как нарушения тканей головного мозга необратимы. В других — достаточно месяца или двух. Средний курс терапии составляет около полугода.